Екатерина Холкина,
УрГУ
«Начало фильма – они идут. Прошел час – они идут, два
часа – они идут. Конец фильма – они все еще идут...» –
так реагировали обозреватели на первую часть «Властелина
колец».
Год прошел, а оригинальнее эта реакция не стала. Впрочем,
это правда: вторая часть – продолжение, лишь приближающееся
к финалу. Путь хоббитов во второй части – «заячья петля»:
дойти до ворот крепости, передумать, спросить у Голлума
и выяснить, что есть другой путь. Зато какой простор для
постановки: нападение варгов, лес Фангорн, Хельмова падь...
После
второй части светская пресса поглядывает на «ВК» заинтересованнее,
ругать режиссера теперь не модно: находят же в нем что-то
все эти люди...
Толпа диктует моду, и критикам от этой моды не уйти. К
тому же вторая часть намного больше соответствует голливудскому
представлению о «фильме для всех»: чуть-чуть боевика,
немного мелодрамы в форме love story (желательно, трагичной),
«смешные» сцены...
Для искушенного зрителя в фильме больше смешного, чем
для среднестатистического. Если вы не читали книгу, то
вряд ли рассмеетесь от того, что Леголас, «эльф со стажем»,
стоя перед стеной переплетенных веток, говорит: «Это старый
лес...». Но читателю,знающему некоторые особенности «лесного
народа», эта «фраза для зрителя» покажется смешной.
Джексон
вообще пытается как можно безболезненнее ввести зрителя
в курс дела, поэтому герои произносят много реплик «в
сторону».
Зато у Фродо, главного героя эпопеи, слова, кажется, закончились.
Побледневшие, по сравнению с первой частью, синие глазки
глядят в камеру с одинаковым страданием все три часа фильма.
«Оживает» он за весь фильм дважды, оба раза – пытаясь
перерезать глотку своим спутникам: Голлуму – в начале,
и Сэму – в конце «Двух крепостей». Необходимые слова главного
героя с успехом делят между собой эти самые второстепенные
персонажи: Голлум опасается, Сэм философствует...
Фродо во второй части – почти декорация, даже «монолог
о добре» передается Сэму. А Голлум становится мастером
диалога. Раздвоение такой незаурядной «личности» держит
половину фильма, связывает его с первой и третьей частью,
наконец, смешит зрителя:
– Ты лгун и убийца!
– Неть!
Помните умильную мордашку? Ставка в комических эпизодах
фильма сделана на Гимли и Голлума, но Гимли олицетворяет
юмор среднестатистического американца, грубоватый и плоский,
а Голлум – более тонкий, интеллигентный, что ли, и более
гуманный. Это симпатичный герой, и дай ему «Оскара», Американская
Киноакадемия!
По-прежнему вне конкуренции массовые сцены – битва при
Хельмовой пади – и, разумеется, природа – потрясающие
виды Новой Зеландии. В такие моменты понимаешь, что и
с большим бюджетом можно снять хороший фильм... Не подскажете,
где купить лишний авиабилетик?