Виктор Николаевич Амеличев закончил биофак
УрГУ, служил в группе Советских Войск в Германии, работал
в институте экологии растений и животных УрО РАН, защитил
кандидатскую диссертацию. Преподавал на геобиофаке пед.
университета, руководил кафедрой химии и биологии СУНЦ (лицея)
УрГУ. В мае 2002 г. избран директором, в июле 2002 г. назначен
проректором-директором СУНЦ УрГУ.
Корр.Виктор Николаевич, во-первых,
позвольте поздравить Вас с избранием на должность директора.
Во-вторых, скажите пожалуйста, почему Вы решили участвовать
в выборах? В.Н. Я думаю, что правильнее было бы выразить мне
соболезнование. Когда я начал разбираться с наследством,
которое мне досталось, я, честно говоря, схватился за голову.
А главная причина, которая заставила меня баллотироваться,
- это желание что-то изменить к лучшему в СУНЦе. Я не очень
рассчитывал на победу в этих выборах, но согласился, учитывая
настроения части коллектива. Это объективная причина, а
есть еще субъективная - желание попробовать себя в роли
администратора, поработать на более высоком уровне ответственности. Корр.Вы сказали о серьезных проблемах, которыми сразу пришлось
заниматься. Что Вы имели в виду? В.Н. Есть очевидные проблемы. Например, помещения
лицея. Когда я попросил начальника хозгруппы сделать вместе
со мной обход всех аудиторий, у нее был шок. Прежний директор
за десять лет ни разу этого не сделал. Есть проблема замены
мебели - парты очень плохие. В классах не хватает озеленения,
уюта, нормальных психо-физиологических раздражителей - цветовых
и геометрических. Вообще в лицее пахнет затхлостью, ощущение
даже не брежневской, а сталинской эпохи.
Но самое сложное не в этом. В лицее, кроме бюджетного, есть
отделение с возмещением затрат на обучение - ОВЗО. Как выяснилось,
существует оно незаконно. Мы уже беседовали об этом в областном
министерстве образования, обсудили идею профильного образования.
Мы ведь можем, помимо общего образования, давать такие специальности,
как лаборант-фихик, лаборант-химик, лаборант-эколог. При
организации таких структур, как ОВЗО, надо учитывать веяния
времени.
Другая головная боль - недостроенное здание нового корпуса.
Я пригласил архитекторов, чтобы они сделали экспертизу,
и они сказали: качество работ таково, что этот корпус ни
одна комиссия не примет. Что делать, я пока не знаю, но
отвечать за это перед руководством университета будет прежний
директор. Корр.Вы победили на выборах с минимальным преимуществом
в три голоса. Это означает, что преподавательский коллектив
СУНЦа расколот пополам. Как Вы собираетесь выходить из этой
ситуации? В.Н. Психологическая ситуация в лицее, действительно,
сложная, и это намного важней, чем все финансовые проблемы,
вместе взятые. Еще ректор приказ не подписал о назначении
меня проректором-директором СУНЦ УрГУ, а люди пошли сплошным
потоком - жаловаться. Как выходить из ситуации - ударным
трудом, руководствуясь при этом принципом "не навреди".
Я придерживаюсь библейской мудрости: "Поступай с другими
так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой". К сожалению,
взрослые люди не склонны идти на компромисс, и разумные
аргументы очень трудно ими воспринимаются. Корр.В СУНЦе нелегко учиться. Дети зачастую оказываются
в состоянии психологического стресса, который усугубляется
неграмотными действиями взрослых. Много раз возникал вопрос
об организации психологической службы, но он так и не был
решен. Планируете ли Вы что-либо делать в этом направлении? В.Н. Первое, что я сделал, - провел анонимное анкетирование
лицеистов, предложив им ответить только на один вопрос:
"Что бы вы хотели изменить в лицее?" Из ответов
я узнал много интересного. Были предложения улучшить бытовые
условия, работу столовой. Были вопросы - почему такая разница
в отношении преподавателей к учащимся бюджетного отделения
и ОВЗО? Были жалобы на авторитарность и несправедливость
некоторых преподавателей, были просьбы о возможности прямого
общения с директором, просьбы улучшить атмосферу в лицее.
Я стараюсь учесть все пожелания детей. Я взял на работу
социального педагога, человека с двадцатилетним педстажем,
чтобы с ее помощью поддерживать комфортную психологическую
атмосферу. Думаю ввести приемные часы для детей, чтобы лично
вникать в их проблемы.
Руководство лицея должно осознавать тот факт, что полное
программирование личности - это очень печально. Этого просто
не должно быть. Мы воспитываем не слепых исполнителей, которые
и дальше будут жить только по указаниям сверху. Я формировался
так - и университет этому способствовал - что я воспринимаю
учеников, как будущих коллег, а не по схеме "я начальник
- ты дурак". Я никогда не был сторонником диктата и
сделаю все, чтобы дети в лицее чувствовали уважение к себе. Корр.За последние три года из СУНЦа ушли многие
толковые и порядочные люди. Работать в таких условиях непросто.
У Вас есть команда единомышленников? В.Н. Здесь есть определенные сложности. Команду так
просто не создашь. Работать с теми людьми, которые есть,
умело использовать их деловые качества - одна из задач руководителя,
и если он этим не владеет, то ему грош цена. В то же время
должны быть какие-то обновления. Если бы я не чувствовал
в себе сил и уверенности, я бы не взялся за это дело. Когда-то
я с минимальной страховкой карабкался на верхушки сосен,
чтобы осмотреть гнезда хищных птиц. Да и потом жизнь строилась
по нарастанию трудностей. Я не боюсь решать сложные задачи. Корр.Как Вы видите перспективы СУНЦа? В.Н. СУНЦ - подразделение УрГУ, и мы будем, в первую
очередь, активизировать научные связи с университетом. Нельзя
забывать, для чего был создан СУНЦ: его задача - помочь
одаренным детям реализовать свой научный потенциал. Есть
идея - проводить научные чтения по образцу Колмогоровских
в московском СУНЦе, но не только математические, а и по
другим направлениям, и естественнонаучным, и гуманитарным.
Конечно, с привлечением сил университета и Академии наук.
Многие ученые готовы с нами сотрудничать, несмотря на нехватку
времени. Наша научная школа не подвергается сомнению, а
специалисты ценятся во всем мире. Корр.Во что Вы верите? В.Н. Был период, когда я был шокирован произошедшими
в обществе изменениями: когда то, на что ориентируешься,
вдруг в одночасье рухнуло и стали пропагандироваться какие-то
новые ценности. Но если у человека есть внутренний стержень...
вечные ценности ведь остались --любовь, дружба, порядочность.
Я верю в то, что тайное обязательно становится явным и что
добро рано или поздно восторжествует.
Беседу вели Маша Кудрявцева, Виктор Сапронов, Р.Ш. Абельская.
P.S. Редакция от души поздравляет ректора
УрГУ В.Е. Третьякова с тем, что в СУНЦе появился добрый
и умный проректор-директор.
Учительские
приколы от Амеличева
Это
было в те золотые времена, когда я работал над диссертацией
и считал ворон в Ботаническом саду.
Вопрос размножения животных я могу пояснить вам на собственном
опыте.
Это не значит, что вы прямо сейчас должны броситься улучшать
демографическую ситуацию, но лет через семь надо подсуетиться
и помочь Отечеству.
Девушка, не смотрите так внимательно в микроскоп, учтите,
что микробы тоже на вас смотрят.
Поэзия
разных лет
* * *
Яркий полдень холодом повеял,
И раскрыла добрая зима
Расписные голубые двери
В слюдяные сказок терема...
Словно гость непрошеный нарушу
Сказочную эту тишину
И уйду заснеженною глушью
В неба бледную голубизну.
Белым облаком я пролечу над крышей
И растаю в призрачной дали...
И никто вовеки не услышит
Голос мой, далекий от земли.
Марина Дрейпа (10 кл., 1988)
ЧИТАЯ ПУШКИНСКИЕ
СТРОКИ
Средь звезд поэзии российской
Всех ярче блеск его звезды.
В нем светит луч надежды близкой,
Добра, величья, красоты.
И пусть меняются столетья
Приходят новые творцы...
Его творения бессмертны,
Как совершенства образцы.
Все преходяще в этом мире,
Все забывается подчас.
Но звук его волшебной лиры
В душе у каждого из нас.
Григорий Машаров, 11 кл., 2000 г.
* * *
Отпусти ты меня, мое время,
Я хочу от тебя убежать.
Обмануло меня мое время,
Надоело мне нового ждать.
Я уйду, я, конечно, уйду,
Не останусь я больше с тобою,
Коль меня ты оставишь с сумою,
Я с сумою по миру пойду.
Я хочу мир пройти от начала
И домой возвратиться в конце.
Я хочу, чтоб Отчизна скучала,
Тосковала б она обо мне...
Ты пусти меня, мое время...
Я хочу от тебя убежать.
Обмануло меня мое время,
Надоело мне нового ждать.