Общественно-публицистический литературно-художественный
|
|
Станислав Степанович, как стать ректором? Это не зависит от самого человека, точнее, зависит не только от него. Что касается меня, то было так: ученый секретарь, член партбюро, декан крупнейшего факультета, секретарь парткома института. Потом были выборы. Я первый «всенародно» избранный ректор УПИ. Чем наш вуз отличается от других? Масштабностью, порядочностью, трудолюбием и большим успехом. Что Вы считаете своей заслугой за годы Вашего ректорства? Не развалил Университет, развил его, создал ряд новых факультетов, активизировал студенческую внеучебную деятельность, никому гадостей не делал. Связаны ли Ваши дальнейшие планы с новым ректорским сроком? Это определится решением коллектива. Выберут меня люди - буду ректором, не выберут - займусь другой работой. Если Вы вновь станете ректором, какие нововведения ожидают Университет? Без комментариев. Выберут - тогда скажу. Для чего Вы баллотировались в Городскую Думу? Было стремление своим авторитетом, своим интеллектом помочь городу и области, Сегодня роль образования в обществе резко возросла. Но к образованию тянутся грязные руки, стремясь сделать из него бизнес. В Думе должны работать наиболее знающие, авторитетные люди. К сожалению, я вижу в Думе некоторых депутатов, которые ничем себя не проявили, никому не известны. Это случайные люди. Они рвутся в Думу не ради интересов общества, а ради личных интересов. В результате, вместо законодательной деятельности мы видим в Думе «разборки» почище уголовных. Прежде всего, это отражение недостаточной интеллектуальной и гражданской зрелости общества, непонимание происходящего. Как вы относитесь к идее Единого Университета? Авторитетнейшие и старейшие университеты, такие, как Оксфорд, Массачусетс, создавались комплексно. В этом есть колоссальное преимущество. У меня подруга - медичка, она меня просвещает в медицине. А я знаю, как устроен механический редуктор, законом Ома ее обольщаю. Идет взаимное проникновение знаний. Жизнь показала, что большие, многопрофильные вузы более устойчивы. Вузы с узкой специализацией в перестройку рухнули. А мы выстояли. Политехнический вуз как корабль во время шторма: он покачивается, зарывается носом, но плывет, а мелкие вузы тонут. Была у нас кафедра истории партии - бойцы, проповедники, оракулы. Началась перестройка - что делать? Они срочно меняли название, перестраивались. А металлург, технарь? Он плавил железо при царизме, при социализме - и дальше будет плавить, оперируя научными принципами. И с точки зрения концентрации средств комплексный университет целесообразней. Каждому вузу нужен бассейн, спортзал, лаборатории. Даже у нас нет бассейна. А в УрГУ и спортзала нет, вместо него комната с тремя окнами. Мы бы сделали мощную физическую лабораторию, современную, с большой пропускной способностью, компьютерный центр, классно оснащенные лекционные аудитории, хорошую библиотеку. На Совете ректоров мы выступили с инициативой Единого Университета. Первая фраза звучала так; «находясь в трезвом уме и твердой памяти...» Предложение учтено в генеральном плане застройки города, выделено место на той стороне Шарташа. Сейчас Архитектурная академия занимается предпроектной проработкой. Наш студгородок так и планировался в 20-е годы. УПИ был за городом, как и положено крупному вузу. Но жизнь пошла своим путем, вокруг стали строиться дома, заводы. Мы оказались в центре города. Реализовали ли Вы себя в жизни? Я больше склонен к научной деятельности, чем к административной. Но я человек ответственный - «партия сказала «надо», комсомол ответил «есть»! Науку я, конечно, не бросаю. Вот книжка вышла, аспиранты есть, исследования продолжаются. Что полностью себя реализовал, сказать не могу. Если начать жизнь сначала, я бы занимался наукой. Администратор нужен всем, а затем не нужен никому. Выгнали тебя, и некоторые даже здороваться перестают. Вы испытываете ностальгию по прошлому? Я не склонен идеализировать прошлое. Но есть бесценнейший человеческий опыт, который накапливается столетиями. Цивилизация - это результат непрерывного развития. А мы - «до основания все разрушим»? Где учились Ваши дети? Где бы вы хотели, чтобы учились ваши внуки? У меня один сын. Наша семья построена на принципах «демократии», и жена мне сказала: «У нас демократия - следующего рожай ты». Сын закончил металлургический факультет УПИ, но, к сожалению, не стал заниматься наукой, хотя у меня есть академическая школа, книги. Дети все ненормальные, они не хотят слушать родителей. Он занялся административно-хозяйственной деятельностью. Внучке 10 лет. Но здесь решают родители, а я помогаю, если они обращаются. Девочка динамичная, умненькая, занимается плаваньем. А где она будет учиться - время покажет. Все зависит от самого человека. Бездельника, лодыря посади хоть рядом с Эйнштейном - толку не будет. Что Вы делаете в свободное время? Такого не бывает. По Толстому, отдых - это смена занятий. Книжку пишу, иду в библиотеку, читаю, по телефону разговариваю. Я привык выкладываться полностью: и в учебе, и на спортивной площадке, и в работе. Какие напитки Вы предпочитаете? Раньше употреблял все, что наливают, но предпочитаю хорошие крепкие напитки: коньяк, водку, в том числе из чистого спирта. Правда, уже три месяца не употребляю крепких напитков вообще. Я так решил. Некогда! Ваше любимое блюдо? Умеете ли Вы готовить сами? Ваш фирменный рецепт? Я ем все, хотя теперь в меньших количествах, чем раньше. Сам умею готовить жареную картошку, яичницу с салом. Но мое фирменное блюдо - это фасолевый суп.
Есть ли у Вас хобби Времени на хобби сейчас нет. Я очень люблю работать с детьми. Правда, мне уже тяжело с ними. Дети ставят в очень жесткие рамки. Когда-то я почти 20 сезонов отработал физруком в пионерских лагерях. До сих пор, встречаясь со мной, уже взрослые люди говорят: «Вы для нас не ректор, а физрук, мы вас таким помним и любим». Какую музыку Вы слушаете? Благодаря сестре я с детства был приобщен к музыке, играл на кларнете в эстрадном оркестре. Люблю классическую музыку: Моцарта, Бетховена. У меня была замечательная фонотека, но она, к сожалению, сгорела вместе с домом в Макаровке. Сейчас мы, как три поросенка, строим каменный дом, но настроения у меня нет туда ездить: жаль сгоревшего деревянного, это была часть души. А что касается музыки, то, когда в юности встал выбор между музыкой и спортом, я выбрал спорт. Понимаете ли Вы студенческий сленг? Понимаю, некоторые «словечки» даже сам говорю, например, «прикалываться», «круто», «балдеж». Матерные слова тоже знаю; если меня доводят - так врежу, даже самому неприятно. Но когда ребята пользуются всякими надуманными словами из-за своего литературного бессилия, из-за малой начитанности, из-за низкой речевой культуры, это пугает. Значит, интенсивность работы мозга опережает возможности речевого аппарата: человек хочет что-то сказать, как ребенок, весь в эмоциях, а слов-то не хватает. Что на «упийском» языке означает фраза «место встречи изменить нельзя»? В наше время означала «у сапога». В фойе ГУКа стоял памятник Орджоникидзе. Он был крупным организатором тяжелой промышленности, много сделал для Урала, поэтому в техническом вузе было естественно поставить ему памятник. Это была мощная фигура, и сапог был на уровне пояса. Однажды прибегает проректор: - Станислав Степанович, беда, Орджоникидзе руки опустил! - Как опустил? А у нас под фойе речка протекает, и от старения, от сырости - он был гипсовый, внутри проволока - у пего опустились руки, и усы опустились. Я сказал: «Несите в музей, восстановим -поставим на место». Его понесли, споткнулись, уронили - и весь он рассыпался... Я думаю, что сейчас эта фраза означает: у памятника Кирову, перед Главным корпусом. Верно? - Верно! - сказали мы. - А теперь, пожалуйста, возьмите билет и сдайте зачет. Ректор вздрогнул, но виду не подал и мужественно выдержал и это испытание.
- Станислав Степанович, - сказала я после интервью, я не умею писать елейных текстов. Материал будет объективным. А люди говорят о Вас разное.
- Пусть говорят, устало ответил ректор. - Солнце и то не всех одинаково греет. Никто не обвинит меня в недобросовестности. А я не все могу сделать, иногда мне интеллекта не хватает. «Хвалу и клевету приемли равнодушно...». Так, кажется? Однако произнес он это отнюдь не равнодушно. Подчеркнул, что его интересует в первую очередь мнение рядовых преподавателей и профессуры. А деканов? А других ректоров? А администрации области? Меньше. Главное - преподаватели. Ну что ж, редакция свою работу сделала. Мы беседовали со всеми, от студентов до академиков. Постепенно контуры загадочной фигуры - ректора - начали обретать более определенные черты. Мы задавали всем один и тот же вопрос: «Охарактеризуйте ректора цикличность и как руководителя». Ответы перед вами. «Миф» или «нормальный мужик»?Что думают о ректоре студенты
Если ты ректор - ты и думай, и отвечай за все.преподаватели разных кафедр УГТУ
Его главной чертой я назвал бы великодушиеС.К. Руденко, выпускник УЛИ, зам. генерального директора строительной компанииКогда я учился на металлургическом факультете, Станислав Степанович был деканом. Человек он хороший. Он всегда доброжелательно относился к студентам, даже к нерадивым.Я был нерадивым студентом. Теперь-то я понимаю, как мы его доставали. Но он умел быть великодушным. А великодушие - это признак настоящей личности. Ректор - личность многоплановаяЗаведующие кафедрами, профессура УГТУ
По жизни он всегда капитанЮ.М. Бродов, профессор, зав.кафедрой «Турбины и двигатели», ТЭФЯ думаю, что в УПИ мало людей, которые знают его столько лет, сколько я. В конце 50-х мы учились в горно-металлургическом техникуме и играли в одной волейбольной команде. Это была сборная юношей и девушек г. Свердловска. По своему менталитету он лидер. Он был капитаном волейбольной команды, потом зав.лабораторией в «Унипромеди», и дальше по жизни он всегда капитан. Меня он часто ругает, причем демонстративно и всенародно. Считаю, что не всегда объективно. Однако я не обижаюсь, т.к. понимаю трудности его работы как ректора. Ему, как той даме с завязанными глазами, приходится все время взвешивать. Даже если он иногда взрывается, я понимаю, как ему трудно, когда нет финансирования и море других проблем, а все чего-то не просят, а именно требуют.Недостатки человека являются продолжением его достоинствмнение деканов и проректоров УГТУПредставители этой категории респондентов были единодушны в оценке достоинств и заслуг ректора и осторожно-уклончивы при ответе на вопрос о недостатках. Если подытожить все положительное, что было сказано, получится следующий коллективный портрет.Кандидатуру С.С. Набойченко на должность ректора поддержал Ф.П. Заостровский. Впоследствии он сказал: «Вам досталось трудное время, я бы не справился». За годы ректорства С.С. Набойченко мы резко шагнули вперед; Открыты три новых факультета, новые специальности. Мы пошли по пути университетскому: создания гуманитарных специальностей, гуманитарного факультета. С.С. Набойченко - эрудированный, компетентный, профессиональный руководитель. Недаром много лет он является председателем Совета ректоров. Умеет мягко, ненавязчиво убедить собеседника в своей правоте. В то же время всегда готов признать собственную неправоту. Если какое-то решение еще не начало реализовываться, не проявляет бессмысленного упорства и готов это решение скорректировать при наличии убедительных доводов. Демократичен. Снисходителен и мягок, иногда чрезмерно. Поддерживает любые конструктивные начинания, направленные на развитие Университета и повышение благосостояния его сотрудников. Активно занимается научной работой, автор около двадцати учебников и монографий. Уважает студентов, идет им навстречу практически по всем вопросам, любит с ними общаться, считает это важным направлением своей работы. Поддерживает спорт и студенческую самодеятельность. Мощное развитие внеучебной работы в УГТУ - его заслуга. Он заботится о духовности нашего бытия, о том, чтобы студент был гармонически развитой личностью. Именно наши студенты способны решать любые общественные задачи, связанные с экономикой, развитием промышленности, будущим страны. Это результат его четкой позиции в этих вопросах. В неформальном общении - в центре внимания: остроумен, способен создать веселую, непринужденную атмосферу общения, вовремя рассказать смешную историю. Совершенно справедливо критикует нас, даже устраивает разносы. Иногда его разносы и не обижают, т.к. он это делает от чистого сердца. Каждому собеседнику я задавала естественный вопрос: «А недостатки у него есть?» На этот вопрос отвечали по-разному. А.М. Дубинин, декан ТЭФ: Ходит без галстука и белой рубашки. А.Р. Бекетов, декан ФТФ: За мелочами нужно видеть главное, а главное - это сохранить и развить образование. Руководителю никогда не скажут спасибо за главное, а мелочи всех волнуют. Корр. Какие мелочи, назовите, пожалуйста, конкретно. Недостатки называть не буду, а вот вопросы у меня к ректору есть. Мы должны больше зарабатывать за счет научного потенциала УПИ, должна быть система. Некоторые НИИ интегрируют в себя заводы. Современный бизнес должен быть серьезным. Нужен проректор по коммерции, а не просто проректоры должны сидеть и делить деньги. Больше внимания нужно оказывать студентам, которые участвуют в олимпиадах. Это штучная работа, она должна быть лучше. Второй год на международные олимпиады по информатике ездит УрГУ, а не мы. Мы должны вкладывать в подготовку к олимпиадам больше денег. А.А. Калмыков, декан РТФ: Не любит ездить, просить, доказывать очевидное. Поскольку у нас многое не формализовано на уровне министерства, хотелось бы большего присутствия там ректора - некоторые вопросы может решить только он сам. В.С. Кортов, первый проректор УГТУ: Недостатки есть, как у всех людей, но о них я предпочитаю говорить в личной беседе. Кроме того, как сказал один из классиков, недостатки человека являются продолжением его достоинств. Добропорядочность и очень спортивный характерН.Н. Красовский, академик РАН
Это очень близкий для нашей семьи человек. Я закончил металлургический факультет УПИ, моя жена и сын - выпускники механического факультета. Сейчас на физико-техническом факультете учатся два моих внука. Поэтому мы считаем себя, в некотором роде, патриотами родного вуза.
У нас тёплые дружеские отношения со Станиславом Степановичем, с которым знакомы уже долгое время. Мы достаточно часто общаемся, правда, в последнее время чаще посредством телефона, и наши беседы касаются обычно самых различных сфер жизни. Я прекрасно понимаю, что руководство таким крупномасштабным «механизмом», а по сути дела, маленьким государством, требует колоссальных усилий. Кроме того, обыкновенно одной из сближающих нас тем разговора является спорт. Сам я когда-то, в конце сороковых годов, будучи студентом, бегал стометровку в пределах 11 секунд, участвовал в эстафетах «Уральский рабочий» и всесоюзных студенческих соревнованиях. Да и все перечисленные члены нашей семьи так или иначе связаны со спортом в УПИ. И, в целом, мне и всем нам очень импонируют такие качества Станислава Степановича, как добропорядочность и очень спортивный характер. Всегда считал и буду считать его своим добрым товарищем и единомышленником, а соперником - только, разве что, за шахматной доской!
С этих страниц прозвучали десятки голосов, и портрет возник сам собой, из маленьких штрихов, в импрессионистской технике. Добавлю и я свой штрих. Когда я беседовала с людьми, резко критиковавшими ректора, я их спрашивала:
- Скажите, пожалуйста. Вы не боитесь негативно высказываться в его адрес? Может быть, за время работы в УГТУ кто-то пытался заставить вас уйти или по-другому расправиться с вами? Может быть, коллеги перестали с вами здороваться? -Нет, конечно. А почему вы спрашиваете? - удивлялись мои респонденты. - Потому что такая атмосфера не везде. Некоторые руководители третируют и изгоняют людей за гораздо более лояльную критику. Я видела это собственными глазами и испытала на собственном опыте. Поэтому я думаю, что наличие критических высказываний как раз говорит о ректоре положительно. Авторитарных руководителей не критикуют, а хвалят, но какое это имеет отношение к истине?
И заканчивая ректорский портрет, я хотела бы взглянуть на Университет и ректора «с высоты птичьего полета», чтобы за частностями не потерять главного. УГТУ живет, бурлит, скорбит и празднует;
сталкиваются интересы, рождаются идеи, разбиваются надежды и возникают заново. При всей разноголосице мнений, мы должны понимать: ректор такого крупного вуза, как Уральский государственный технический университет, по определению и по необходимости является незаурядным человеком.
Основная /Номера / №1 (001) /ЭКЗАМЕН ДЛЯ РЕКТОРА |