Общественно-публицистический литературно-художественный
студенческий журнал, internet-версия


Номера

Редакция

Гостевая

Напиши нам

Основная

Памяти Игоря Талькова посвящается...



AROUND THE BLUES

 

Middy Waters with gitar

 

Middy

Waters

Борис ПЛОТНИКОВ, УРГУ

Ну, где гитара, где гармошка? Погоди, не спеши!
Пока я буду разливать, братишка, Мадди заводи…
О, я Хучи Кучи! О, я Хучи Кучи Мэн….

    Дорогие читатели! Я полагаю, многим знакомы эти слова песни из репертуара группы "Чиж и Со". А еще я почти уверен, что добрая часть тех, кто знает, поет и подпевает у костра эту песню, полагают, что под словом "гармошка" имеется в виду столь любимый "Чижом" аккордеон. И совсем загадочно слово "Мадди", которого надо заводить. Самые продвинутые это слово, наверное, вычитали из интернета или из книжки с текстами песен. И когда поют, стараются сделать вид, что знают, о чем поют. Другие просто тихо мычат на этом слове ("Типа, там спето неразборчиво…"). И это прискорбно. Влияние группы "Чиж и Со", при всем уважении к их творчеству, на судьбу мировой музыки ничтожно по сравнению с влиянием одной (!) песни "Hoochie Coochie Man", которую пел Muddy Waters - признанный король блюза, мастер слайд-гитары, пионер чикагского электроблюза. Сразу стоит заметить, что это только одна из нескольких сотен песен знаменитого блюзмена.
    Для наглядности приведу еще несколько примеров. Многие знают и любят группу "Зоопарк". Слушатели уверены, что группа Майка Науменко играет самый что ни на есть традиционный блюз. Приведу небольшую цепочку влияний. Не секрет, что Майк очень любил Rolling Stones - "Зоопарк" даже перепевал и переводил их песни в больших количествах. В свое время (в конце 50-х - начале 60-х) в английском метро встретились два старых школьных друга. У одного из них под мышкой оказалось несколько пластинок. Это были диски Muddy Waters, Howlin' Wolf и Bo Didley. А тех парней звали Мик Джаггер и Кейт Ричардс. Так на свет появилась группа Rolling Stones.
    У этой группы было еще несколько любопытных историй, связанных с мастерами блюза. Однажды группа решила поехать в Америку, в Чикаго, поклониться своему кумиру - Мадди Уотерсу и застала его красящим потолок в студии - он так подрабатывал. В другой раз группа отказалась выступать в Америке, если с ними не выйдет на сцену другой знаменитый музыкант Хаулин Вульф. Кроме того, не секрет, что группа впоследствии исполняла огромное количество блюзов, написанных все теми же Muddy Waters, Howlin' Wolf, Bo Didley и Willie Dixon. Кстати, перу последнего принадлежат такие песни, как "Hoochie Coochie Man" (исполняемый Мадди Уотерсом), "Little Red Rooster" (исполняемый Хаулином Вульфом, а впоследствии и самими "Роллингами"). Песня "Back Door Man" написана Вилли Диксоном для Хаулина Вульфа, но многие ее знают по первому альбому группы The Doors. Кстати, раз уж речь зашла о The Doors, то песня "Crawling King Snake" с последнего альбома "L.A. Woman" - взята из репертуара родоначальника так называемого "дельта-блюза" знаменитого Джона Ли Хукера. Джими Хендрикс пел песню Мадди Уотерса "Rollin' Stone", назвав ее "Catfish blues", а Джаггер и Ричардс в честь этой песни назвали группу. Таких примеров можно найти еще очень много.
    Жаль, что многим перечисленные фамилии неизвестны или в лучшем случае известны понаслышке. Но еще более прискорбно, что мало кто представляет, что такое блюз ВООБЩЕ. Обычно на вопрос "а что вы слышали из блюза?" - я получаю ответ "ну… Луи Армстронг и Элла Фитцзжеральд…". Приходится объяснять, что хотя последние возможно как-то и повлияли на историю блюза, но всегда считали себя и являлись джазовыми музыкантами, а ни в коем случае не блюзовыми. Редкий человек называл B.B. King'а, Эрика Клэптона или Garry Moor'а - самых раскрученных и довольно попсовых, но все-таки традиционных блюзменов.
    С другой стороны, люди, которым я ставил записи самого что ни на есть классического блюза обзывали это в лучшем случае джазом или рок-н-роллом, в худшем случае кантри или даже "ковбойской музыкой". Безусловно, блюз и джаз имеют общие корни, иногда блюзмены используют джазовые ходы, иногда джазмены экспериментируют с блюзовым ладом, но все таки блюз и джаз - это не один стиль, а разные стили, развивающиеся параллельно. Причем джаз взял от блюза значительно больше, чем блюз от джаза. Многие даже считают, что джаз возник непосредственно из блюза, хотя, конечно, это не совсем так. А вот рок-н-ролл является прямым потомком быстрого блюза. Именно Мадди Уотерс поднял на свет знаменитого Чака Берри, приведя его в свою студию. Что же касается кантри - то кантри к блюзу имеет смутное отношение, повлияв разве что на развитие одной из веток блюза. В целом же, если блюз - это "вотчина" афроамериканцев, то кантри - музыка ослепительно-белая, можно сказать, даже англосаксонская, поскольку зародилась она в американской "сельской глубинке", в среде британских переселенцев. В ней явственно чувствуются кельтские мотивы, музыкальное полотно ткут струнные инструменты, среди которых выделяется скрипка с совершенно особым звучанием. Что же до "ковбойской музыки" - то тут совсем глухо: ну нет в природе такого стиля - просто пошло это от фильмов-вестернов, которые активно начали крутить в России в начале 90-х; и музыка там разная - и кантри, и баллады, и редкие блюзовые кусочки. Но все это далеко от настоящего блюза. Оттуда же, из вестернов, пошло мнение, что весь блюз - это Техас. Да, в Техасе были блюзмены, но столица блюза - все-таки Чикаго. Многие считают блюзом вообще любую медленную танцевальную мелодию, что, тоже в корне неверно.
    Попробую рассказать, что есть блюз. Блюз - это афро-американская музыка ХХ века, чья история порой переплеталась с историей джаза. Блюз основан на очень специфическом переплетении мажорного и минорного лада. В целом используются мажорные аккорды, к которым добавлены минорные ступени. Эти минорные ступени, называемые "блюзовыми нотами" берутся не точно в тон, как в европейской музыке, а используется как бы промежуточная нота между мажорной и минорной, т.е. это нота ни "до", ни "до-диез", а между ними, так называемая "зона свободного интонирования". Эти ноты можно спеть, можно сыграть на многих инструментах. Ритм в блюзе всегда не "классический", а как бы "сдвинутый", по научному "синкопированный", этот ритм называют "шаффл". Но самое главное в блюзе - это его настроение - светлая грусть, "когда хорошему человеку плохо", минор и мажор одновременно.
    Музыка в блюзе обычно основана на трех гармонических аккордах, а тексты нарочито примитивны. Правда, за этой кажущейся примитивностью кроется глубокий смысл. Часто первая строчка повторяется несколько раз, как бы подтверждая саму себя, а потом рифмуется с заключающей фразой, дающей в некотором роде ответ. Между фразами вокалиста обычно звучат другие инструменты, как бы вторя или отвечая голосу. Тексты блюза зачастую основаны на различных иносказаниях и намеках. Они бывают очень неграмотно построены - многие даже такие знаменитые блюзмены, как Мадди Уотерс, до конца жизни не умели читать. Можно встретить множество непонятных слов. Существуют даже специальные словари блюзовых терминов. Обычные, казалось бы, слова обозначают различные аспекты сексуальной жизни и разгульного поведения. Знаменитое выражение "Hoochie Coochie Man" переводится как "раздолбай". Но этого вы не найдете ни в одном словаре.
    Сложно сказать, когда точно возник блюз, - первые данные о блюзе относятся к началу ХХ века - хотя ясно, что зачатки блюза существовали еще в древней неколонизированной Африке. На абсолютно иное, неевропейское, "черное" понимание музыки легли услышанные уже в Америке кантри-песни и европейские инструменты - гитара, гармоника, контрабас, фортепиано. Были там и свои скрипачи, использовались кувшины, банки и стиральные доски для извлечения звуков, но эти инструменты не прижились и не стали классикой блюза.

(Продолжение в следующем номере)

 

 

John Lee

Hooker

 

 


Основная   /Номера   / №3 (003)   /Around the blues



                       


Hosted by uCoz