Общественно-публицистический литературно-художественный
студенческий журнал, internet-версия


Номера

Редакция

Гостевая

Напиши нам

Основная

Памяти Игоря Талькова посвящается...



Повлиял или не "павлиял"?

наша анкета

Р.Ш. Абельская,
ст. преподаватель
каф. русского языка УГТУ-УПИ

      Последние годы на разных факультетах технического университета постепенно вводится курс "Основы практической грамотности и культуры речи", разработанный кафедрой русского языка УГТУ-УПИ. По просьбе кафедры я попыталась выяснить, как относятся студенты к новой учебной дисциплине и дала ли она что-нибудь для повышения их квалификации и для их личностного роста. Студентам физико-технического и металлургического факультетов была предложена анкета, на которую они с удовольствием отвечали в течение 15 минут, стараясь растянуть это удовольствие подольше, так как анкетирование проводилось на последнем практическом занятии перед зачетом.
      К обработке анкет я приступила с волнением по двум причинам: во-первых, я сама веду этот курс и, следовательно, в ответах студентов на вопросы анкеты есть оценка и моей работы; во-вторых, обилие студенческого сленга, который плещется в вузе, как море, порождало во мне сомнения: возможно ли вообще между преподавателем и студентом взаимопонимание по столь тонкому вопросу, как культура речи.
      К своему облегчению, читая анкеты, я получила больше положительных эмоций, чем отрицательных – ответы иногда удивляли, иногда огорчали или радовали, иногда веселили. И только в одном случае я растерялась – когда на вопрос "как курс повлиял на Вашу речь" студент ответил: "Не как не павлеял и вобще не нужен если так будите учить". Как же тебя учить, горе луковое, если ты писать по-русски не умеешь? Правда, на вопрос "как бы Вы хотели усовершенствовать курс?" он прямо ответил: "Учить правописанию".

      Что прикажете делать? Ведь обучение – процесс последовательный. Сначала младшая школа, потом средняя и только после этого университет. Инверсия невозможна. Но кто знает – вдруг это будущий Ломоносов или Эйнштейн – а я тут со своей грамотностью? "Не павлеял" – и точка.
      Впрочем, подавляющее большинство опрошенных (98%) считают, что курс культуры речи необходим, так как от умения владеть правильной речью зависит успех их карьеры в будущем. Удивительно, что 70% респондентов за такой короткий срок, как один семестр, ощутили, что знаний и умений прибавилось. Стали больше контролировать свою речь 32% опрошенных студентов; стали больше замечать ошибки других 16,7%; и то и другое – 13,6%. Студенты, прослушавшие курс, по их словам, узнали больше о культуре общения, расширили свой кругозор, стали чаще обращаться к словарям, научились составлять деловые бумаги. Есть даже такое трогательное признание: "Когда пишу, теперь думаю, правильно или нет, но получается всегда неправильно".
      Студенты, конечно, лукавый народец (анкетирование-то проводилось перед зачетом), но я все же надеюсь, что не только желание получить зачет заставило треть опрошенных высказаться в пользу увеличения продолжительности курса. И с моей, преподавательской, точки зрения это было бы разумно. За полгода культуре речи не научишь. Но, учитывая реалии учебного процесса, в том числе и нехватку времени, наверное, следует радоваться, что хотя бы в продолжение семестра у студентов есть возможность общаться с теми, кто благодаря своей профессиональной квалификации владеет хорошим литературным русским языком. Даже общение без обучения здесь дорогого бы стоило, а когда оно еще и обучением сопровождается!
      Одна студентка написала в анкете: "Курс, безусловно, нужен всем, поэтому – ужесточить, обязать, повязать и переучить непросвещенных!" Хорошая шутка. А если серьезно – хочется, чтобы выпускников университета узнавали и по умению владеть правильной и красивой русской речью.


Основная   /Номера   / №2 (002)   /наша анкета



                       


Hosted by uCoz